Гуамское ущелье

Гуамское ущелье расположено на самой окраине северной части Лагонакского нагорья, врезанное между хребтами Лагонакский и Гуама, резко обрываясь высотными скалами к долине реки Курджипс, прибивающей себе путь в этих горных нагромождениях. Памятник природы имеет площадь 338,8 га в горизонтальной проекции, длина ущелья около 5 км, глубина около 400 м, местами сужается до 2 метров. Начинается ущелье в поселке Гуамка Апшеронского района Краснодарского края, здесь же начинается и извивающаяся змеёй узкоколейка, остатки Апшеронской железной дороги.
Ущелье выработано в мощной толще известняков и доломитов верхней юры и нижнего мела, сильно изломано, вытянувшись вдоль реки Курджипс. В районе ущелья интенсивно проявляются современные экзогенные процессы: глубинная эрозия, карст, оползни, селепроявления, обвалы, осыпи. Особенно катастрофичными в последние годы были резкие подъемы воды в Курджипсе, приведшие к трагическим последствиям и разрушению полотна узкоколейной железной дороги, нанесен большой урон хозяйству. Во время сходов селей на самом Курджипсе обломочный материал падает прямо в русло. В 1989 г. очень крупный оползень перегородил русло реки, и перед образовавшейся плотиной стала накапливаться вода. Возникла угроза прорыва водою плотины, и тогда она была взорвана, стихийное бедствие ликвидировано. Вероятность сброса в русло Курджипса новых толщ грунта сохраняется постоянно, а значит сохраняется и опасность возникновения селя, прорыв которого может быть катастрофическим.
Восстановленная узкоколейная железная дорога, проложенная ещё в 1930-е годы , протяженностью 9 км, связывала Гуамку с посёлком Мезмай. Она была построена во время первых сталинских пятилеток. Это была самая длинная , горная узкоколейка в России, вся же дорога была почти 60 км. и связывала Апшеронск со станцией Шпалорез. Участок железной дороги Гуамского ущелья соединял Краснодарский край с Адыгеей и тянулся от хутора Гуамка до Камышановой Поляны, проходя через посёлок Мезмай. Говорят, большинство строителей были заключенными, многие из них погибли здесь. Строительство этой дороги было невероятно сложным, путь прокладывали с помощью направленных взрывов. Учитывая,что Гуамское ущелье длинное и узкое, а закладывать взрывчатку и уходить,чтобы вернуться, было очень долго по времени, люди просто взрывали горные породы впереди себя, висев на веревках, во время взрывов прятавшись в углублениях, так как стоять было негде. Они действовали, как настоящие альпинисты, с помощью верёвок, ведь к некоторым местам можно было добраться только по отвесным скалам. Главной целью дороги была доставка леса из Мезмая.
В 1942 году партизаны два раза взрывали железнодорожный мост через реку, препятствуя продвижению фашистов к Сочи, о чём свидетельстует мемориальная табличка. В 2002 году после крупного наводнения сообщение по участку прекратили, позже частично реконструировали.
Однако весной 2011 года в верхней части Гуамского ущелья произошёл оползень, в результате чего участок дороги на Мезмай оказался под завалом, полотно разрушено. По состоянию на сегодняшний день полотно пока не восстановлено. Завал можно пересечь только пешком по тропе. Круглый год по отремонтированному участку дороги (1,7 км) ходят прогулочный поезд из трёх вагонов, регулярно перевозящий туристов, и две мотодрезины.
Очень разнообразен в Гуамском ущелье растительный покров. Самые высокие, отличающиеся относительной сухостью, уплощенные участки вершинных поверхностей заняты дубовыми насаждениями, ниже по склонам произрастает буковый лес, по мере спуска в глубь ущелья увеличивается количество пихты. На этом фоне происходит удивительное смешение древесных пород: буковые куртины соседствуют с сосновыми древостоями из сосны Коха. Растут бук восточный, липа мелколистная, клен явор, клен красивый, береза, дуб скальный, пихта кавказская. В затененных и сырых местах произрастает самшит, встречается тис, достигающий высоты 15 м. В подлеске широколиственных лесов произрастают вечнозеленые третичные реликты.
Гуамское ущелье обладает высоким эстетическим воздействием на человека, имеет научное, познавательное и рекреационное значения. Экологическая обстановка здесь удовлетворительная, уровень загрязнения почв химическими элементами практически фоновый, но имеются нарушения санитарного состояния, рубка лесных пород и уничтожение вечнозеленых видов.
Для туристов Гуамское ущелье представляет собой уникальное сочетание нависающих скал, по которым стекают бурные и совсем тонкие струи водопадов, таинственные пещеры и поющие гроты. Это буйство зелени летом, осенью – ярких красок, прохлада от реки и дурманящий, чистый горный воздух!
Маршрут проходит по скальной тропинке над водным потоком бурлящей реки. Перепад высот реки и тропинки, вогнутость скальной породы, ползучий мох и кустарник самшита создают сказочную атмосферу бытия. В ущелье редко бывают лучи солнца. Скальная терраса, по которой идёт железная дорога, проходит высоко над водой. Глубоко внизу в узкой теснине, забитой огромными камнями, гудит и пенится Курджипс, затаив дыхание, можно долго всматриваться в ревущий поток. Каждый метр ущелья - неповторимое зрелище.
На конечной остановке, куда привозит паровозик, есть маленькое кафе, стоящее прямо на обрыве над рекой. Здесь можно отдохнуть после пешего похода и перекусить, дожидаясь вагончика (ходят каждые 40 минут, необходимо вернуться до 17ч.) Еда вкусная, но дороже, чем в обычном кафе.
Благодаря отвесным скалам, в Гуамском ущелье существуют прекрасные условия для занятия скалолазанием. Качество и количество скалолазных трасс в окрестностях Гуамки позволяет тренироваться спортсменам самого разного уровня. Оборудованные трассы находятся в пешей доступности от хутора Гуамка (от 10 до 40 минут) и расположены в лесной части района, где также проводятся соревнования.
Неповторимость Гуамского ущелья заключается в огромном разнообразии открывающихся красот! Бесполезно пытаться описать эту красоту, нужно увидеть глазами! На Земле ничего подобного нет. Гуамский каньон – это гигантский музей под открытым небом.
Адрес: поселок Гуамка.
Стоимость: взрослые - 500 руб., дети от 7 до 13 лет - 350руб., дети до 7 лет - бесплатно.
Режим работы: с 9-00 до 17-00 ч., паровоз ПН-ПТ - 1 вагон на 28 чел., СБ-ВС - на 200 чел.

175 просмотров